HOME

 

 

История масонства
Масонство и масоны : три века в России

Художественная литература для ордена вольных каменщиков прежде всего была средством эмоционального воздействия на людей. Символ "цепь сплетенных рук" перерастал в "цепь сердец". Сердца надо было увлечь и затем завоевать. "В человеке чувственном лежит глубоко усыпленный человек внутренний; для возбуждения сего спящего потребны сильные и резкие ударения в человека чувственного", - сказано в "Инструкции мастеру ложи" (1818).

У поэзии, особенно у лирики, были значительные средства художественного воздействия на читателей. В изданной Новиковым книге немецкого философа И.Г. Зульцера сказано о стихотворстве: "Оно есть такое красноречие, которое стремится во всех предметах к высочайшей степени чувственного совершенства". С прозою же дело обстояло значительно сложнее. Здесь чувства уходили в подтекст, на первый план выдвигался сюжет, оказывалось воздействие на разум читателя, автор стремился к философствованию и нравоучению. "Чувственное совершенство" достигалось с гораздо большими творческими усилиями, ибо психологизм прозы был сложнее и к тому же менее разработан, нежели в поэзии.

В художественном мире литературы классицизма проза оставалась родом третьестепенным, ценилась менее, нежели поэмы, трагедии и оды . Теоретики той эпохи вообще сомневались в ее способности выразить всю силу и глубину страстей человеческих: "Проза становится для них слаба".

Через прозу шел в литературу поток новых идей, расшатывавших красивый, канонически правильный, но душевно несколько бедный мир классицизма, причем главным жанром здесь становился стремительно развивавшийся роман: "Роман вытеснял классическую литературу". В общем это известное, часто цитирующееся утверждение Г.А. Гуковского верно, но романы и тогда были очень разные. Следовательно, и вытесняли они классическую литературу по-разному, с разными целями и намерениями. Такова была логика литературной жизни и борьбы.

Вокруг художественной прозы и в особенности вокруг главного ее жанра - романа завязалась во второй половине XVIII века серьезная полемика. Время для споров было выбрано не случайно. В начале столетия спорить, в сущности, было пока не о чем: тяжеловесные "гиштории" и само состояние русского литературного языка, прозаического повествования тому мало способствовали.

Замечательный теоретик литературы и посредственный поэт В.К. Тредиаковский в "Предъизъяснении об ироической пииме" (1763) именовал романы "сказками" и "романцами", те же определения можно встретить у Ломоносова, т.е. термин еще не был определен окончательно. Затем русская художественная проза прошла через школу перевода, неизбежное "преложение" западных образцов на отечественные нравы и темы, через стилизацию и приступила к созданию оригинальных книг, опираясь на фольклор, рыцарские романы, историю "типов" и нравов нарождающейся России. Писатели-масоны деятельно участвовали в этой литературной работе. Какова же была их позиция и роль в становлении и развитии русской прозы?

Прежде всего надо отметить, что прозаики-масоны не примыкали к одному из литературных лагерей, имели собственный взгляд на пути и назначение прозаических жанров. Как и для всех русских литераторов XVIII столетия, главной для них была проблема наследия, национальной самобытности. В.А. Левшин, издавший у Новикова свои восьмитомные "Русские сказки", писал во введении: "Романы и сказки были во все времена у всех народов; они оставили нам вернейшие начертания древних каждой страны народов и обыкновений. Россия имеет такие свои, но оные хранятся только в памяти". Все эти "русские" (Левшин) и "славенские" (М.Д. Чулков) сказки и "старинные диковинки" (М.И. Попов) были талантливыми стилизациями русского и западного фольклора, вольными до полного забвения о первоисточнике вариациями на сказочные темы и сюжеты.

Все эти талантливые, порождавшие оригинальные книги заимствования из народного творчества, ренессансных новелл и рыцарских романов объяснялись в эту переходную эпоху просто: прозаики искали для своих беллетристических книг занимательные сюжеты, экзотический "местный колорит", героические характеры, красивые любовные и воинские приключения, освобождающую творческое сознание сказочную фантастику.

Ничего этого новый русский быт дать не мог, ибо сам еще пребывал в состоянии хаотическом и двойственном, соединяя в себе миры Древней Руси и новой Российской империи. Столь же двойствен был и так называемый "новый герой" - человек, метавшийся между этими мирами, переставший быть самобытным сыном допетровской Руси и не ставший еще полноправным гражданином просвещенной Европы. Он мог взять Нарву, героически биться с турками и шведами, жениться, народить детей, но внутренний мир его не мог пока дать материал для настоящего романа.

У русского писателя-романтика В.Ф. Одоевского, тесно с масонской литературой связанного, есть фантастическая повесть о петровской эпохе "Саламандра" (1841), где о "новом герое" сказано одной только фразой: "Сын Зверева был всегда в походах". Более сказать о нем в прозе нечего, ибо с точки зрения литературы этот рядовой человек петровской эпохи, в отличие от негероического Евгения Онегина, одномерен.

Ни действительность, ни герой, ни общее состояние литературы не давали оснований для подлинного реализма и подлинного психологизма, без которых классический русский роман невозможен. Само по себе это ни хорошо, ни плохо, ничего обидного для отечественной литературы XVIII века и ее талантливых писателей здесь нет, такова историческая ситуация, в которой не мог появиться никакой "просветительский", да и любой другой реализм. С этим обстоятельством приходилось считаться и создателям новой русской прозы.

У этой прозы было два пути, два выхода из уникальной культурной и исторической ситуации: писать далекие от отечественной грубоватой реальности "русские сказки" о богатырях и волшебниках или же изображать новую действительность и нового героя доступными художественными средствами, бедность коих ощущалась всеми. Второй путь был единственно возможен и верен и к тому же не отрицал безусловной законности и пользы пути первого. Писатели-масоны хорошо понимали суть ситуации и свои творческие задачи соизмеряли с общим состоянием нарождающейся литературы и развитием прозаических жанров.

 

 

 



  Московское издательство научной литературы "УРСС" выпустило новую книгу: Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. Под редакцией В.И. Сахарова.
  Вышел четырнадцатый выпуск рассылки.

  В московском издательстве "Жираф" в ноябре 2000 года выйдет новая книга В.И. Сахарова по истории русского масонства "Иероглифы Вольных Каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX веков".
  Вышел тринадцатый выпуск рассылки.

  В разделе "Живопись" выложена статья "Портретная живопись".
  Вышел двенадцатый выпуск рассылки.


  В разделе "Живопись" выложена статья "Первое проникновение масонских тенденций в живопись (натюрморт)".
  Вышел одиннадцатый выпуск рассылки.
  Обновлен раздел Полезные ссылки

  В разделе "Литература" выложена статья "Русская масонская проза: история, поэтика, теория".
  Вышел десятый выпуск рассылки.

  В разделе "История" выложена статья "Император Павел I и вольные каменщики".
  Вышел девятый выпуск рассылки.

  В разделе "Философия" выложена статья "Предназначение вольнокаменщичества".

 

Архив новостей

HOME Design by Algosoft