На протяжении почти всей первой половины XVIII века живописец в России рассматривался как ремесленник, назначением которого было украшать интерьер богатых домов. Вероятно поэтому первые следы проникновения масонских тенденций началось с натюрморта, по большей части, еще носящего на себе следы примитива. Художник, среди прочих предметом повседневного обихода, располагает на столе атрибуты <вольнокаменщичества>: циркули, угольники, даже просто камни. Это становится настолько привычным, что даже не бьет в глаза. Нельзя забывать, что произведения живописи, как правило, делались по заказу. Следовательно, появление масонских символических предметов рядом с привычными каждодневными вещами отвечало запросам потребителя.
Однако натюрморт всегда был только побочным жанром. Уже в силу этого он не мог играть преобладающей роли.
|