В.И. Сахаров
Масонство в русской армии
История масонства и история русской армии тесно связаны между собой с самого зарождения ордена вольных каменщиков в России в 1730-х годах, когда его возглавляли англичане - капитан Джон Филипс и генерал-аншеф Джеймс Кейт. В масонских ложах состояли офицеры гвардии, армии и флота, вплоть до генералиссимуса А.В.Суворова, фельдмаршалов (Н.В.Репнин, М.И.Кутузов) и адмиралов (С.К.Грейг, Н.С.Мордвинов, А.С.Шишков). При действующей армии возникали походные ложи Марса (1772), Минервы (1776), Нептуна (1779) и др. Масонство со временем стало формой выражения и организации военной оппозиции, хотя, конечно же, оно было и отражением высоких духовных исканий, сюда приходили и ради светских развлечений и карьерных соображений. В ложах встречались, отбирались и договаривались единомышленники в эполетах ("в лентах и звездах… идут убийцы потаенны", - сказано в пушкинской оде "Вольность"), для которых орденская присяга и клятва становились превыше присяги государю, а воинские звания заменялись словом "брат". Есть многочисленные данные об участии военных - членов масонских лож в успешных государственных переворотах 1762 и 1801 годов.
После убийства отца новый император Александр I подтвердил его устное запрещение деятельности масонских лож, но в 1803 году неофициально эту деятельность разрешил и одобрил. Начался новый расцвет ордена вольных каменщиков, сохранившего свои основные кадры в армии и привлекшего к своим работам молодых офицеров. Масоны приняли деятельное участие в выборах главы московского ополчения, возобновили сношения с зарубежными "братьями", прежде всего с радикальными военными ложами и масонскими союзами в Германии. Но Отечественная война 1812 года приостановила ведение масонских работ, многие ложи "уснули", офицеры-масоны ушли на фронт. Впрочем, полковник и георгиевский кавалер фон Биппен и другие шестеро московских масонов просили Великую Директориальную ложу о дозволении учредить ложу Паллада, в далекой Феодосии 16 мая 1812 года была основана ложа Иордана (позднее в нее вступил подполковник И.П.Липранди, приятель Пушкина), а состав элитной петербургской ложи Елисаветы к Добродетели, где числилось много генералов и офицеров гвардии, за годы войны с Наполеоном почти удвоился.
Однако в армии еще до наполеоновского вторжения возобновляется деятельность военно-походных лож. В начале 1812 года члены ложи Соединенных друзей организовали при лейб-гвардии конном полку ложу Военной верности. Со временем в нее вступил великий князь Константин Павлович, ложа с разрешения императора стала именоваться ложей Александра к военной верности, на ее знаке - пятиконечной звезде был помещен профиль Александра I. Из иностранных источников известно, что в 1813 году при берлинской ложе Трех глобусов для прусских и русских офицеров образована военная ложа Железного Креста.
12 марта 1817 года в Мобеже (Франция) при русском оккупационном корпусе князя М.С.Воронцова (сына видного масона и одного из руководителей заговора 1801 года) была инсталлирована военно-походная ложа Георгия Победоносца, ее знак - пятиконечная звезда на георгиевской ленте с изображением этого святого. Однако есть данные, что эта ложа была тайно организована при армии еще в Вильно, в самом начале войны или до него. Сохранились сведения, что масоны составляли ядро той влиятельной "общественности", которая настойчиво просила мнительного Александра I против его воли (видимо, император больше наших историков знал об отношении полководца к заговору 1801 года) поставить Кутузова во главе армии и ополчения. После смерти фельдмаршала масоны посвятили его памяти особое торжественное заседание траурной ложи в Петербурге с чтением од и пением гимнов.
Во время заграничного похода русской армии многие генералы и офицеры вступали в западноевропейские и польские ложи, о чем согласно императорскому указу сообщили в 1822 году начальству в собственноручных подписках о неучастии в масонских ложах и тайных обществах (подписки того времени хранятся в ГАРФе, РГВИА, РГА ВМФ, они продолжали отбираться у офицеров вплоть до начала XX века). Все они потом вошли в русское масонство. Списки эти при понятной их неполноте и неизбежных умолчаниях показывают, что в рядах масонов состояли сотни генералов и офицеров - участников Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии.
Военная ветвь ордена вольных каменщиков неожиданно объединила очень разных людей. Здесь А.И.Остерман-Толстой, Чаадаев, Грибоедов, будущие декабристы соседствуют с Л.Дубельтом и А.Бенкендорфом. Часто приводимая цифра из официального списка - 517 военных-масонов - не отражает всей полноты картины, вольные каменщики занимали важные позиции в Гвардейском генеральном штабе, квартирмейстерской части, Гвардейском экипаже, военных учебных заведениях и разного рода "вольных" обществах, в том числе военных, где офицеры изучали военную историю и иные науки. О многом говорит одобренное императором появление масонской символики (всевидящее око в треугольнике) на наградных медалях в память войны 1812 года и за взятие Парижа.
В России возрождение и бурное развитие деятельности лож начинается с 1813 года (год возобновления ложи Нептуна к Надежде в Кронштадте), русские военные, вернувшиеся из походов, в этой деятельности активно участвуют. Возникают тайные военно-масонские общества вроде Союза русских рыцарей (здесь рядом с генералами М.Ф.Орловым и М.А.Дмитриевым-Мамоновым мы неожиданно встречаем и поэта-партизана Дениса Давыдова), военное масонство политизируется по примеру немецкого Тугендбунда, именно в ложах оформляется идейно и организационно тайное движение офицеров-декабристов, подготовившее мятеж 1825 года. Запрещение лож в 1822 году только ускорило это превращение религиозно-этического учения в тайное общество военных-заговорщиков. Ну а очередное возрождение ордена вольных каменщиков в России начала XX века, появление военных лож, участие вступивших в эти ложи генералов и офицеров русской армии в политической оппозиции и разветвленном заговоре, приведшем к умело организованным беспорядкам в Петербурге, продуманной дискредитации и изоляции императора Николая II и его трагическому отречению, – это тема интереснейшая, отдельная, требующая новых архивных разысканий.
Литература
- Лотарева Д.Д. Знаки масонских лож Российской империи, М., 1994. Соколовская Т.О. Список гг. военным, кои принадлежали к масонским ложам // Русская старина. 1907. № 6-9.
- Соколовская Т.О. О масонстве в прежнем русском флоте. СПб,. 1907.
- Соколовская Т.О. Возрождение масонства при Александре I // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991.
- Т. II. Корнеев В.Е., Сахаров В.И. Из масонских бумаг генерала А.А.Жеребцова // Российский Архив. М., 1995. Т. VI.
- Елисеев В.Н. Масонство в русской армии // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Материалы VI Голицынских чтений. Большие Вяземы, 1999.
http://www.gts.nsk.su/~serge/saharov/
(c) Vsevolod Sakharov, 2000. All rights are reserved.